Во времена железного занавеса, когда рядовому советскому
потребителю были не доступны «диоры» и «шанели», приходилось
довольствоваться отечественным парфюмом. Витрины универмагов были
заставлены простенькими флаконами, резко отдающими спиртом, под
незатейливыми названиями «Белая сирень», «Зимний вечер»,
«Фестивальные», «Магнолия», «Лаванда», «Дебют», «Огни Москвы» и т. д.
Но трем парфюмерным маркам было суждено стать культовыми для всей
советской эпохи.
«Красная Москва»
Классикой
бытового соцреализма стали духи «Красная Москва» - любимый парфюм
Любови Орловой, Валентины Терешковой, а теперь и поклонницы ретро
Ренаты Литвиновой. Аромат «Красной Москвы» странно напоминал культовые
Chanel № 5, что ничуть не помешало, а может, и помогло им завоевать
несколько десятков международных премий.
История «Красной
Москвы» началась в 1869 г., когда предприимчивый парижский парфюмер
Анри Брокар открыл в Замоскворечье мыловаренную мастерскую и начал
выпускать три сорта копеечного мыла, бывшего в русской деревне жутко
дефицитным товаром: «Янтарное», «Медовое» и «Детское» (с выдавленными
буквами алфавита). Позже он разбил в городе фонтанчик с одеколоном
вместо воды (в нем прохожие могли бесплатно надушить носовой платок),
изобрел рецепт концентрированных духов и первым стал изготавливать их
пробники.
В начале 1910-х, если верить легенде, на него
снизошло озарение не хуже, чем на Менделеева с его периодической
системой. Однажды он якобы увидел во сне хрустальную вазу с букетом
восковых цветов, каждый из которых источал неповторимый запах.
Проснувшись с криками: «Нашел!», Брокар немедленно приступил к работе
над своим главным шедевром – парфюмом «Любимый букет императрицы»,
составленном из ароматов роз, нарциссов, фиалок и ландышей. Духи были
созданы специально для последней русской императрицы Александры
Федоровны и преподнесены ей в честь 300-летия Дома Романовых. Подарок
от Брокара так одурманил монархиню, что она немедленно пожаловала его в
свои официальные поставщики.
В 1917 г. фабрику Брокара
национализировали и присвоили ей новое неблагозвучное название
«Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5». Против этого
горячо восстал парфюмер Август Мишель, сменивший Брокара после его
смерти: он предложил переименовать фабрику в «Новую зарю» - так и
поэтичнее, и вполне в духе времени. Наконец, в 1925-м «Заря» выпускает
легендарную «Красную Москву» - то ли переназванный «Букет императрицы»,
то ли новую версию его рецепта. Именно эти духи (в стеклянном флаконе с
красной куполообразной пробкой), наряду с «Рижским бальзамом»,
портвейном «777» и одеждой фабрики «Большевичка», стали брендовым
символом советской эпохи.
Одеколон «Тройной»
Если женщины
в Советском Союзе пахли «Красной Москвой», то мужчины, разумеется,
одеколоном «Тройным». Причем применяли его не только для наведения
марафета, но и как лекарство от всех бед. «Тройной» содержал 64% спирта
и продавался как в парфюмерных магазинах, так и в аптеках. Советские
матроны обрабатывали им порезы и ссадины, цирюльники прижигали им
свежевыбритые лица клиентов, а обычные трудящиеся не в пример Алену
Делону, который «не пьет одеколон», принимали его "на грудь", для
поднятия настроения.
В огромном флаконе в виде фляги «Тройной»
регулярно поставляли Сталину: говорят, что это был единственный парфюм,
не вызывавший у вождя аллергии. А в годы Великой Отечественной его
отправляли в госпитали в десятилитровых баллонах.
Когда именно
появился в России самый известный мужской одеколон, точно не известно.
По одной версии, его начал выпускать тот же француз Брокар, по другой -
его привезли с собой солдаты наполеоновской армии. Если верить
историкам парфюмерии, самый первый одеколон (от французского Eau de
Cologne - вода из Кельна) был изготовлен еще в конце XVII в. из
цитрусовых экстрактов и чистого спирта. Не удивительно, что его сразу
же стали использовать в медицинских целях, для лечения ожогов, желтухи,
кишечных инфекций и даже чумы.
В 1810 г. по указу Наполеона
были рассекречены рецепты всех лекарственных средств. Всех, кроме
чудодейственной «кельнской воды», в которую добавили душистые
компоненты: именно тогда «адская смесь» лимона, бергамота и масла
нероли стала называться одеколоном «Тройным». Так что не исключено, что
советские мужчины обязаны своим «фирменным» амбре французским солдатам,
завезшим в Москву флаконы с парфюмом в 1812 г.
«Ландыш серебристый»
Еще одним
ароматом времени стали духи под энциклопедическим названием «Ландыш
серебристый». Они начали выпускаться ленинградской фабрикой «Северное
сияние» в начале 1940-х гг. и, в отличие от шикарной «Красным Москвы»,
считались ширпотребом.
Это был типично дневной парфюм – с
душистым, свежим и в то же время стойким цветочным ароматом лесного и
садового ландыша. В нем, как и в других отечественных духах, содержался
немалый процент чистого спирта, поэтому на его основе народные умельцы
готовили алкогольные коктейли.
Пользовались этими духами и в
лечебных целях. Считалось, что их запах успокаивающе действует на
центральную нервную систему и избавляет от головной боли, поэтому
надушенными «Ландышем» носовыми платками советские дамы часто лечили
мигрени.
Дата: Пятница, 02 Апреля 2010